Куда пойти и что посмотреть: лучшие культурные события недели


Подробнее о самых интересных событиях культурной жизни страны и мира на неделю с 9 по 16 сентября журнал об искусстве Точка ART рассказывает в традиционном дайджесте.


Выставка «Юрий Пименов»
Новая Третьяковка, Москва
8 сентября 2021 года — 9 января 2022 года

Ю.И. Пименов «Бегом через улицу», 1963 © Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Ю.И. Пименов «Бегом через улицу», 1963 © Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки

Новая Третьяковка на Крымском валу представляет масштабный проект персональной выставки выдающегося художника Юрия Ивановича Пименова — советского живописца, графика, художника театра, сценографа и педагога. Это первая персональная выставка художника в залах Галереи. Ретроспектива мастера ставит своей целью наиболее объемно представить его художественное наследие — с начала 1920-х и до конца 1970-х годов, а также открыть публике новый взгляд на драматизм творческих поисков Пименова.

На выставке будут представлены живопись и графика художника, воспроизведения его несохранившихся работ, книги, мультимедийная инсталляция. В экспозицию войдут около 170 произведений из 22 музейных и частных собраний России, Белоруссии и Латвии.


Фестиваль технологического искусства Ars Electronica
Art.ITMO.Residency, Санкт-Петербург
8 — 12 сентября 2021 года

Фестиваль Ars Electronica
© Фестиваль Ars Electronica

Санкт-Петербург во второй раз примет фестиваль Ars Electronica — одно из крупнейших мировых событий в области технологического искусства и сайнс-арта. В рамках Ars Electronica ИТМО представит культурный проект «Заземление», включающий выставку с участием известных художников из 8 стран — для многих из них она будет первой в России.

Знаменитый международный фестиваль Ars Electronica проходит с 1979 года в австрийском городе Линце, ставшем настоящей Меккой для технологических художников. В 2020 году Ars Electronica впервые вышла за пределы Линца — события фестиваля проходили в десятках городов по всему миру. В этот раз Ars Electronica охватит более 70 городов, включая Санкт-Петербург.

Программа «Заземление» включает выставку, которая пройдет сразу на двух площадках: в Центральном музее почвоведения им. В.В. Докучаева и в пространстве AIR — арт-резиденции ИТМО (обе локации находятся на Васильевском острове, в пешей доступности друг от друга). Среди участников — признанные звезды международной арт-сцены, в том числе французская художница Карин Бонневаль, финно-испанский дуэт исследователя цифровой культуры Юсси Парикка и художника Абелардо Хил-Форниер, знаменитые художники и кинорежиссеры из Ливана Джоана Хаджитомас и Халил Жорейж, немецкая художница Сибилл Ноймайер и другие. Многие зарубежные авторы выставляются в России впервые.


Выставка «Профессия — реставратор. Мастерские Музея архитектуры им. А.В. Щусева»
Музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва
8 сентября 2021 года — 5 декабря 2021 года

К.А. Тон. Храм Христа Спасителя. Разрез с показанием детальных росписей интерьера. 1873 г. Год реставрации: 2013 © МУАР
К.А. Тон. Храм Христа Спасителя. Разрез с показанием детальных росписей интерьера. 1873 г. Год реставрации: 2013 © МУАР

Новая выставка МУАРа расскажет широкой публике о музейной реставрации на примере многолетнего опыта собственных мастерских. Работа реставраторов, как правило, остается за кадром музейной жизни, хотя является неотъемлемой частью и подготовки выставочных проектов, и процесса сохранения и возвращения к жизни фондовых предметов. Выставка познакомит посетителей с деятельностью двух реставрационных мастерских Музея архитектуры, специалисты которых на протяжении 73 лет реставрируют коллекцию графики (проектные чертежи, эскизы, карандашные и акварельные рисунки, книги и др.) и трехмерные объекты (модели и макеты архитектурных сооружений, скульптуры, изразцы и кирпичи, мебель, предметы декоративно-прикладного искусства). В первом зале будет представлен фрагмент мастерской реставратора, где зритель сможет увидеть предметы в процессе реставрации в сопровождении необходимых инструментов и материалов.

Отдельные залы посвящены реставрации предметов, имеющих непосредственное отношение к русской архитектуре XVII-XIX вв. и советской архитектуре. Модель Казанского собора в Санкт-Петербурге А.Н. Воронихина, эскизы и чертежи В.И. Баженова и М.Ф. Казакова, мебель ручной работы начала XIX века, конкурсные модели Дворца Советов М.Я. Гинзбурга, Б.М. Иофана и другие ценные экспонаты из собрания Музея наглядно проиллюстрируют особенности работы с материалами различных исторических эпох и представят результаты применения сложных реставрационных методик.


Открытие башни Городской Думы
Невский пр., д.33, Санкт-Петербург
С 9 сентября 2021 года

Невский проспект и здание городской Думы. Гравюра XIX века
Невский проспект и здание городской Думы. Гравюра XIX века

С 9 сентября для посетителей открывается знаковое сооружение на Невском проспекте, одна из высотных доминант центра города — башня Городской Думы. В помещениях башни начнет свою работу выставка, посвященная 30-летию возвращения городу исторического имени Санкт-Петербург, а также местам, связанным с именем Петра Ильича Чайковского.

По велению Павла I итальянский архитектор Джакомо Феррари с 1799 по 1804 гг. возводит трехэтажное здание Ратгауза на месте гильдейского дома. Угол здания украшен необычной пятигранной по форме башней-ратушей. Позднее был надстроен деревянный павильон, в котором в середине XIX века размещался оптический телеграф. Именно этот павильон и балкон вокруг него теперь станут смотровой площадкой на высоте 47,5 метров, к которой ведут 233 ступени.

Летом здание башни было передано Центру музыкальной культуры «Чайковский». К началу сентября в помещениях произвели косметический ремонт, усилили безопасность на открытой смотровой площадке. Сегодня башня — одна из точек проведения юбилейного V фестиваля «Чайковский.spb.ru».


Выставка к 160-летию Константина Коровина
Фестиваль «Таврида.АРТ», Судак
9 — 12 сентября 2021 года

К.А. Коровин «Пейзаж с мельницей», 1910-е. Частное собрание © Таврида-АРТ
К.А. Коровин «Пейзаж с мельницей», 1910-е. Частное собрание © Таврида-АРТ

В честь 160-летия со дня рождения знаменитого русского импрессиониста Константина Коровина на фестивале «Таврида.АРТ», который пройдет в Крыму, откроется масштабная ретроспектива. Выставочный проект объединит 50 работ, среди которых графические и живописные произведения художника и его последователей, а также редкие документы, фотографии, и фрагменты переписки с близкими друзьями.


Выставка «Glasstress. Окно в будущее»
Государственный Эрмитаж
11 сентября 2021 года — 31 октября 2021 года

Лорис Чеккини «Бессвязный отдых», 2013. Стеклянные бусины, сталь, проволока; плетение. Собственность художника и Студии Беренго © Государственный Эрмитаж
Лорис Чеккини «Бессвязный отдых», 2013. Стеклянные бусины, сталь, проволока; плетение. Собственность художника и Студии Беренго © Государственный Эрмитаж

Экспозиция подготовлена Эрмитажем совместно со Cтудией Беренго (Венеция). В 2009 году Студия запустила проект «Glasstress», в рамках которого уже более трех сотен художников, дизайнеров, архитекторов, живописцев со всего мира при помощи стеклодувов Мурано воплотили свои самые различные образы в стекле. Более 10 лет проект является постоянным спутником Венецианской Биеннале, а также проводит выставки в разных частях света.

На экспозиции в Эрмитаже будут представлены работы пятьдесят одного художника, среди авторов такие известные мастера как Ай Вэйвэй, Рената Бертельман, Кун Ванмехелен, Майкл Джу, Илья и Эмилия Кабаковы, Джозеф Кошут, Пета Койн, Мэт Коллишоу, Тони Крэгг, Ханс Оп де Бек, Жауме Пленса, Лор Пруво, Ян Фабр, Джек и Динос Чепманы и другие. Художники из разных стран и поколений в своем творчестве осмысляют современные социальные процессы, исторические события, личный опыт, особенности и философию нового для многих авторов материала. Широкий круг художников позволит посетителям Эрмитажа увидеть срез современной мировой художественной жизни и узнать, как традиционные технологии производства стекла могут быть использованы для создания произведений современного искусства.

В пространствах Главного штаба будут показаны 55 работ: миниатюрные скульптуры, масштабные инсталляции, многометровые люстры и видеоарт. Выставка займет более десяти залов среди которых монументальные пространства Большой анфилады и Белый зал, а также камерные пространства Надворной анфилады и Красных залов.


Выставка «Зловещие грезы»
Объединение «Выставочные залы Москвы», «Электромузей в Ростокино»
До 19 сентября 2021 года

Выставка «Зловещие грезы» © Объединение «Выставочные залы Москвы»
Выставка «Зловещие грезы» © Объединение «Выставочные залы Москвы»

«Зловещие грёзы» — кураторский проект Елены Никоноле и Оксаны Чвякиной в рамках международного фестиваля технологического искусства Ars Electronica. Концепция фестиваля 2021 года — «сады Кеплера»: сад как метафора нового способа сетевого взаимодействия и обмена идеями в изменившемся мире. Выставка «Зловещие грезы» является Московским «садом» фестиваля и пройдет в гибридном формате. Физическую экспозицию дополнит онлайн-версия проекта. Среди ключевых мотивов выставки — сон как состояние тревожного предчувствия от постоянных изменений в мире и нестабильности будущего. Выставка также обращается к таким темам, как предвзятость Искусственного интеллекта, различные формы биополитики, социальная изоляция и одиночество во время пандемии.

Проект объединит работы молодых российских художников, изучающих влияние технологий ИИ, дополненной реальности и видеоигр на искусство, культуру и общество.


Выставка «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения»
Русский музей, Санкт-Петербург
До 20 сентября 2021 года

И.Э. Грабарь «Груши на синей скатерти», 1915 © ГРМ
И.Э. Грабарь «Груши на синей скатерти», 1915 © ГРМ

В Русском музее продолжает свою работу выставка «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения». Масштабная экспозиция, развернувшаяся в залах корпуса Бенуа, включает более 120 произведений из собраний ведущих российских музеев и частных коллекций Москвы и Петербурга, выполненных в 1880-е — 1950-е годы, а также работы его современников.

Имя Игоря Эммануиловича Грабаря (1871-1960) неразрывно связано с серебряным веком русской культуры. Один из ведущих мастеров русского импрессионизма, Грабарь оказал существенное влияние на развитие этого направления в отечественной живописи. Многие его пейзажи и натюрморты стали подлинной классикой искусства России начала ХХ века. Грабарь получил известность также благодаря своим искусствоведческим трудам (первая многотомная история русского искусства, монографии, посвященные Валентину Серову и Исааку Левитану) и созданию научной экспозиции Третьяковской галереи в середине 1910-х годов. Столь же важен его вклад как художника, ученого и организатора в развитие отечественного искусства в советское время. Наряду с пейзажем и натюрмортом Грабарь в 1920-30-е годы активно работает в сфере портрета, где создает ряд значительных произведений (портреты композитора С.С. Прокофьева и музыканта В.Г. Дуловой, «Портрет сына», серия портретов советских ученых).

Журнал об искусстве Точка ART приглашает на «Экскурсию для чтения» по избранным работам мастера, представленным на выставке.


Выставка «Сиена на заре Ренессанса»
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
До 3 октября 2021 года

Франческо д’Антонио да Анкона «Мадонна с Младенцем. Христос. Святые». Полиптих, 1393. Дерево, темпера, позолота © ГМИИ им. А.С. Пушкина
Франческо д’Антонио да Анкона «Мадонна с Младенцем. Христос. Святые». Полиптих, 1393. Дерево, темпера, позолота © ГМИИ им. А.С. Пушкина

Выставка впервые представит российской публике сиенскую школу живописи, расскажет об ее эволюции с XIII по XV век и исключительной значимости в период, непосредственно предшествовавший эпохе Возрождения. Для российского зрителя знакомство с произведениями сиенской живописи XIII–XV веков имеет особое значение, именно на это время приходится расцвет древнерусской иконописи, продолжавшей сохранять верность византийской традиции. Одна из задач проекта — познакомить посетителей с собранием Национальной пинакотеки Сиены, одного из крупнейших и значимых музеев Италии, в котором особенно полно представлена местная школа живописи.

Сиенская школа живописи известна своей многогранностью и присущим только ей смешением византийских, готических и ренессансных элементов, создающих уникальный сплав разных художественных традиций. Наряду с живописью на религиозные сюжеты на выставке можно увидеть «таволетты Биккерны» — 10 табличек, представляющих собой уникальную форму светского искусства, имевшую место только в Сиене.


Выставка «Золотой век японской графики»
Рязанский художественный музей им. И.П. Пожалостина
До 3 октября 2021 года

Кацусики Хокусай «36 видов Фудзи» © РХМ
Кацусики Хокусай «36 видов Фудзи» © РХМ

Передвижная коммерческая выставка коллекционных графических работ японских художников эпохи Эдо предоставлена компанией «Арт центр» из Санкт-Петербурга. «Картины ускользающего мира» — по-японски «укиё-э» — такое название носит графика эпохи Эдо (XVII — первая половина XIX века) с самыми разнообразными сюжетами: от уличных жанровых сценок, литературных сюжетов, до иллюстрации мест известных преступлений, портретами гейш, актеров театра кабуки и изображениями птиц и цветов. В Японии была необычайно популярна цветная гравюра: ею украшали веера, интерьеры домов, использовали в качестве афиш для театральных постановок, рекламы чайных домов и «веселых» кварталов.

Техника исполнения укиё-э — ксилография — печатная тиражная графика. Коллективный метод работы художника, резчика и печатника, узкая специализация мастеров, цеховая организация процесса обусловили своеобразие японской ксилографии. Художник рисовал черно-белую основу и обозначал расцветку отдельных деталей, резчик переносил картину на доску, а печатник подбирал цвета и переносил изображение на бумагу. На каждом листе обязательно давалась краткая информация о сюжете, на тот момент это было дешёвое, доступное средство массовой информации. Расцвет укиё-э тесно связан с периодом возвышения Эдо — современного Токио. Уже к началу XVIII века город обладал миллионным населением и превосходил по размерам все европейские столицы.

Экспозиция состоит из 63 ксилографий и подробных информационных стендов с описанием особенностей каждого жанра, что позволяет полнее познакомиться с этим традиционным видом японского искусства, оказавшим значительное влияние на европейский модернизм начала ХХ века.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *