Марина Фоменко о фестивале «Сейчас&Потом»


ЦСИ Винзавод | Выставка открыта до 26 сентября

8 сентября после незапланированного перерыва в Центре современного искусства ВИНЗАВОД открывается X Международный фестиваль видеоарта «Сейчас&Потом». Тема юбилейного года — «Возможность цвета». Организаторы проекта получили около 800 заявок от художников из 63 стран мира.

Об отборе участников, об опыте проведения фестиваля в онлайн-формате и о цветной картине мира журналу об искусстве Точка ART рассказала Марина Фоменко, куратор, директор Международного фестиваля видеоарта «Сейчас&Потом».

Марина Фоменко © Пресс-служба фестиваля «Сейчас&Потом»
Марина Фоменко © Пресс-служба фестиваля «Сейчас&Потом»

Точка ART: Расскажите, пожалуйста, немного о фестивале и его миссии, участниках, о том, какое послание вы транслируете зрителю?

Марина Фоменко: «Сейчас&Потом» — это фестиваль видеоарта, который проходит на основе открытого приёма заявок. Мы объявляем open call и получаем заявки на участие от художников со всего мира. Каждый раз приходит около тысячи заявок, и мы отбираем для показа на фестивале лучшие из них: получается как бы срез современного международного видеоарта за последние два-три года.

Наверное, это и есть наша миссия — показывать хорошие работы современных видеохудожников со всего мира, прослеживать тенденции в развитии видеоарта, и делать это из года в год. В этом году в конкурсной и внеконкурсной программах «Сейчас&Потом» принимают участие 48 художников из Испании, Бразилии, России, Литвы, Италии, США, Ирландии, Франции, Аргентины, Израиля, Колумбии, Австралии, Украины, Японии, Финляндии, Марокко, Нидерландов и Тайваня.

Точка ART: Цвет — типичная форма самовыражения художника. На Ваш взгляд, удалось ли участникам фестиваля найти что-то новое, выйти на какой-то новый уровень восприятия и интерпретации цвета?

Марина Фоменко: Мне кажется, для художника работа с цветом — всегда личная история. У каждого своя палитра: кто-то работает с яркими красками, как, например, художник из Тайваня Цэн Ю Чин, у кого-то монохромная палитра, как у Микиеля ван Бакеля из Нидерландов в его работе «Заново смоделированный во времени санаторий Зоннестрааль», а кто-то создает видео в черно-белом изображении, как художники из Ирландии Жаклин Хили и Филипп Фожас.

Новизна в восприятии и представлении цветной картины мира связано с нашей новой реальностью, в которую мы вошли вместе с пандемией и изоляцией. В этой реальности у художников появляются цвета больниц и изоляции, как, например, в работах российских художников Анастасии Денисовой и Марии Алиной «Скучно дома», «Самоизоляция» Евгения Березина и «Карантин» Азедина Эль Уаффи из Марокко. Для Екатерины Даненовой и Марины Руденко цвет изоляции — это скучный серый цвет домов, на балконы и крыши которых иногда выходят «погулять» люди.

Хироя Сакурай (Япония) «Поток Х» © Пресс-служба фестиваля «Сейчас&Потом»

Точка ART: Насколько сильны в цветовой интерпретации событий стереотипы? Может ли трагическое событие быть не черных, а светлых тонов, и наоборот, можно ли изобразить счастье в темной палитре красок?

Марина Фоменко: Художник может работать с разными цветами по-разному. Так, Жаклин Хили и Филипп Фожас пользуются мрачной черно-белой палитрой для создания лирической работы «Долгий путь». Цвет любви в работах наших художников бывает и красным, и белым. Вместе с тем, есть законы восприятия цвета, когда оранжевый и жёлтый мы воспринимаем как радость, а синий и зелёный как спокойствие и близость к природе. К счастью, синий и зелёный по-прежнему остаются главными цветами природы. Именно их мы видим в работах японского художника Хирои Сакурая «Поток X», «Волны» Эрве Пеноа из Франции, «Издалека» Евы Гурзна и Катаржина Мирон из Финляндии.

Точка ART: Фестиваль 2020 года проходил онлайн. Расскажите, пожалуйста, об этом новом опыте и о том, как он повлиял на оффлан-выставку, которую мы увидим этой осенью.

Марина Фоменко: Для нас это новый опыт, оказавшийся и полезным, и интересным. Мы показали большую программу на итальянском интернет-канале видеоарта VisualcontainerTV. Кроме того, совместно с Московским музеем современного искусства мы провели серию онлайн встреч «Видеохудожник: сейчас и потом» с участниками фестиваля. Это была уникальная возможность хоть и онлайн, но познакомиться с художниками, задать им вопросы и посмотреть подборку их работ. А свои работы видеохудожники редко выкладывают в интернет, поэтому такие встречи всегда очень интересны тем, кто любит видеоарт. Я сама как ведущая открыла для себя много нового о художниках, их мотивации, о методах создания их работ.

Выставка на Винзаводе — это та самая выставка, которая была запланирована год назад и где мы покажем лучшие из присланных в 2020 году работ. От наших обычных выставок она отличается тем, что мы уже знаем победителей и некоторые работы можно было увидеть онлайн. Теперь их можно посмотреть на большом экране в пространстве Цеха Красного и сравнить свои ощущения.

Микиель ван Бакель (Зоннестрааль, Нидерланды) «Заново смоделированный во времени санаторий Зоннестрааль» © Пресс-служба фестиваля «Сейчас&Потом»
Микиель ван Бакель (Зоннестрааль, Нидерланды) «Заново смоделированный во времени санаторий Зоннестрааль» © Пресс-служба фестиваля «Сейчас&Потом»

Точка ART: Ваша любимая работа / художник на фестивале?

Марина Фоменко: Мне нравятся все, мы же их выбрали, значит, они лучшие.

Точка ART: Известна ли уже тема следующего фестиваля?

Марина Фоменко: Пока нет.


X Международный фестиваль видеоарта Сейчас&Потом пройдет с 8 по 26 сентября 2021 года в ЦСИ ВИНЗАВОД, Цех Красного, 4-й Сыромятнический пер., 1/8 с6. Вход свободный.


Читайте на сайте журнала:

Дмитрий Грецкий, Евгения Кац: «Искусство начинается там, где заканчиваются границы»
Александра Кузнецова: «Мои студенты учатся трансформировать современное искусство»
«Твое сознание не знает границ»: гид по выставке Юлии Вирко и Антона Гельфанда
Бремя перемен: руководители галерей и арт-пространств о том, как выжить в пандемии


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *