«Стихи-я-Петербург»: МИСП рассказывает пейзажную историю города


Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-XXI веков | Выставка открыта до 14 ноября

23 сентября 2021 года в Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ-XXI веков открывается юбилейная выставка «Стихи-я-Петербург», призванная стать отражением истории развития жанра пейзажа, начиная с 1930-х годов по сегодняшний день. Проект познакомит зрителей с невероятным богатством творческих идей и художественных интерпретаций, которые демонстрировали петербургские мастера ХХ века при обращении к видовым мотивам. Основная часть произведений из коллекции МИСП, представленных на выставке, будет показана публике впервые.

Алексей Почтенный «Стрелка Васильевского острова», 1930. Холст, масло © МИСП
Алексей Почтенный «Стрелка Васильевского острова», 1930. Холст, масло © МИСП

По словам Марины Джигарханян, директора МИСПа и продюсер выставочного проекта «Стихи-я-Петербург» «Пейзаж города на Неве меньше всего можно рассматривать только как видовое изображение. Город становится носителем и выразителем переживаний автора, его отношения к миру, к жизни».

Георгий Татарников «Исаакиевская площадь», 1958. Холст, масло © МИСП
Георгий Татарников «Исаакиевская площадь», 1958. Холст, масло © МИСП

Взгляду зрителя предлагаются художественные «портреты» города, живописная визуализация его природных и психологический состояний, невероятно богатой гаммы чувств и настроений, рожденных удивительными по выразительности рельефами петербургских пространств, световыми эффектами, порывами творческих энергий. Задумчиво-мечтательные, преисполненные лирической взволнованности образы города 1930-1940-х годов, созданные Владимиром Гринбергом, Александром Русаковым, Николаем Лапшиным, Вячеславом Пакулиным, Алексеем Почтенным, Александром Ведерниковым и другими авторами, сменяются в экспозиции экспрессивными работами художников андеграунда 1950-1960-х годов — Александра Арефьева, Владимира Шагина, Рихарда Васми, Шолома Шварца.

В полотнах классиков отечественного искусства 1970-1980-х годов, Завена Аршакуни, Виктора Тетерина, Валентины Рахиной, Руфима Фрумака, предметная материя города претворяется в красочную живописную феерию, вступая в контрастный диалог с работами «митьков». Игривая веселость авторов этого направления оттеняется пронзительной щемящей тоской, звучащей в пейзажах Петра Татарникова и Петра Конникова. Живописным мотивам, напоминающим метафизические городские пространства, противостоят мощные вселенские силы природы, источаемые образами, созданными Валерием Табулинским. А брутальная концептуальная условность в абстракциях Валерия Лукки и Вячеслава Михайлова диссонируют с живописными видениями Анатолия Маслова и Иосифа Зисмана.

«Мастера андеграунда запечатлевали виды обезличенных пустынных советских новостроек, насыщая пейзажи города ощущением тревоги, а порой даже безмолвной враждебности человеку. Напряженные образы художников этого направления умиротворяются на выставке эфемерными, импрессионистическими произведениями Георгия Татарникова, Арсения Семенова, Виктора Голявкина, творивших в эти же годы», — комментирует сокуратор выставки Екатерина Михатова.

Павел Костров «Городской пейзаж с троллейбусом, 1930-e. Холст, масло © МИСП
Павел Костров «Городской пейзаж с троллейбусом, 1930-e. Холст, масло © МИСП

Пейзажная история города на Неве, посвященная 30-летнему юбилею коллекции МИСП, дает представление не только о богатстве и историческом размахе собрания, но также позволяет прочувствовать разнообразие художественной культуры Санкт-Петербурга ХХ века и искусства сегодняшнего дня.

Валерий Табулинский «Дворцовый мост», 2003. Холст, масло © МИСП
Валерий Табулинский «Дворцовый мост», 2003. Холст, масло © МИСП

Читайте по теме на сайте журнала:

Авторская экскурсия для читателей Точки ART по выставке «Лихие 90-е. Свобода без границ» в МИСПе
Современное искусство. Версия. Выставка «Процессы. Понятия. Ситуации» в МИСП
Николай Кононихин: «Вера. Жизнь и творчество Веры Матюх»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *