Выставка фотографий Николая Андреева в Третьяковской галерее


В Третьяковской галерее открылась выставка выдающегося русского фотографа Николая Платоновича Андреева (1882–1947), чье имя связано с историей русского пикториализма

В Инженерном корпусе Третьяковской галереи (Лаврушинский переулок, 12) открылась выставка «Фотограф Николай Андреев. Мастер пикториализма», знакомящая с творчеством выдающегося русского фотографа-пикториалиста Николая Платоновича Андреева (1882–1947). С помощью ретуши, тонировок, дорисовок, раскрашивания и различных техник печати, а также химических способов воздействия на изображение, пикториалисты стирали границу между фотографией и живописью.

Николай Андреев родился и жил в Серпухове. В 1901 году открыл собственное ателье. Талант, энтузиазм и упорство выдвинули провинциального фотографа в первый ряд мастеров отечественного фотоискусства. Он с успехом экспонировал свои работы на многих выставках и конкурсах во Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Канаде, Японии и получил признание коллег по цеху в России.

Выставка стала возможна благодаря дару семьи Андреевых, передавших Третьяковской галерее уникальное собрание, включающее 669 авторских отпечатков, а также дипломы, документы и книги, связанные с творческой деятельностью Николая Платоновича. В экспозиции представлены его многочисленные пейзажи, а также портреты и снимки на темы крестьянского быта. В документальном разделе показаны награды и каталоги с работами фотографа.

Подлинного совершенства Андреев достиг именно в пейзаже. Сильная сторона его творчества — умение взволновать зрителя скромной красотой средней полосы России. Чаще он искал «нетронутый» пейзаж, природа сама по себе являлась предметом его художественных интерпретаций. В 1920-е годы мастер прошел путь поиска своей темы, совершенствования авторской оптики и печати. Он снимал объективами, которые сам же и делал. Собранные им конструкции из линз позволяли с легкостью ловить ровно ту природную картину, которая в данное мгновенье была сотворена ветром, солнцем, листвой, облаками, мерцанием солнечного луча на морозном снегу. Чуткие руки создавали замысловатые оптические ловушки, в которые можно было поймать самые сложные воздушные иллюзии.

На выставке работы Андреева представлены в контексте русской живописи  второй половины XIX — начала XX века. Сравнение фотографий с живописными этюдами облаков Аполлинария Васнецова или «пейзажем-таблицей» Николая Крымова показывает, что пикториалисты, равно как и некоторые их современники живописцы, ориентировались на поиски оптимальных решений, когда непосредственные впечатления от натуры были всего лишь материалом для создания некоей идеальной картины. В искусстве Андреева ценность фотографии как «документа времени» полностью исчезает, и, глядя на его работы, зритель смотрит практически на картины, то есть смотрит на то, что есть в настоящем без обстоятельств прошедшего времени.

Задача выставки — показать лучшие работы Андреева и раскрыть его искусство в контексте русского реалистического пейзажа и живописи неоклассического направления первой половины ХХ века. Поэтому основным экспозиционным приемом будет сравнение фотографий Николая Андреева с живописными произведениями других художников из собрания Третьяковской галереи.

Источник: tretyakovgallery.ru


Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *